Антироссийские санкции заставят уйти из страны почти половину зарубежного общепита. Генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин считает, что Mcdonald’s, Burger King, KFC могут уйти с рынка, и тогда освободится более 70% торговых площадей, которые будут пустыми до одного года.
Из-за проблем в логистике часть контейнеров так и не доехала до России. Долгие и тщательные проверки на таможне задерживают товар, некоторые контейнеры и вовсе разворачивают. Машины, которые шли через Украину, меняют маршрут. На границе с Польшей образовались огромные пробки. Когда груз попадет в Россию неизвестно. Некоторые страны запрещают ввоз продукции в направлении России.
Резкое падение рубля сказывается на стоимости поставок. С зарубежными поставщиками российский бизнес расплачивается долларами и евро. Цена выросла не только на скоропортящиеся товары, но и на продукты с длительным сроком хранения. Более того, производители теперь хотят получить 100% предоплату за товар и отказываются работать с отсрочками платежа.
Нестабильные поставки и падение рубля уже сегодня сказываются на работе ресторанов, которые имеют высокую долю импортных продуктов в меню.
Большие вопросы вызывает и импортный алкоголь, который практически во всех ресторанах занимает около 80% барной карты. Вполне вероятно, что меню значительно сократится.
С 2014 года доля зарубежных продуктов уменьшилась, но до сих пор составляет большую часть. Поэтому импортозамещение и производство крафтовых напитков и продуктов станет востребованным в 2022 году в России. Рестораторы, которые еще 8 лет назад сделали ставку на российскую продукцию, пострадают от санкций меньше всех.
Одной российской продукцией не обойтись, ее будет не хватать. Придется искать альтернативы. Россельхознадзор с 5 марта разрешил ввоз некоторых продуктов из ряда стран. К ним относится молочка, томаты и перцы из Беларуси, цитрусовые из Китая, кабачки, баклажаны и яйца из Турции.
Посещение ресторанов не является жизненно важной задачей для людей. Поэтому развитие ресторанного бизнеса в России замедлится и пойдет по пути 2014 года. Рестораторы будут переходить на российские продукты и сокращать меню из зарубежных ингредиентов. Цены вырастут, количество посетителей сократится. Рестораны переквалифицируются на национальную кухню (русскую, грузинскую), в которой легко использовать российские продукты. В связи с этим возникнет конкуренция.
Помощь от правительства для малого и среднего бизнеса уже подоспела. Отменили плановые проверки до конца года, продлили срок уплаты налогов и программу льготного кредитования ФОТ 3.0, а также программу компенсаций на использование СБП при покупках.
Управление ресторанным бизнесом стало теперь еще более тяжелой задачей. Санкции 2014 года, коронавирусные ограничения, теперь снова санкционный удар. Но приходится принимать правила игры и адаптироваться к условиям. Чтобы выжить, надо постоянно пробовать что-то новое.
Нева Фуд следит за ситуацией на рынке и оперативно реагирует на изменения.
Мы на связи с клиентами. В нынешних обстоятельствах мы ищем возможности для бесперебойных поставок соусов и стараемся закрыть ваши потребности.